Едопедия вики
Advertisement

Самса или самоса вид пирожка квадратной, треугольной или округлой формы с начинкой. Распространённое блюдо в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Юго-Западной Азии, на Аравийском полуострове, в Средиземноморье, Северной и Южной Африке. Имеется много вариаций по приготовлению блюда.

Начинка для самсы может служить специями мелко нарезанное мясо, горох, чечевица, картофель и другие овощи. Тесто для самсы всегда пресное и чаще всего слоёное. Среднеазиатская самса c мясом традиционно выпекается в тандыре, но есть и вариант самсы (обычно треугольной или квадратной формы), который готовят в электрических и газовых духовках. Приправой к самсе может служить столовый уксус или томатный соус с чесноком и зеленью.

В населённых пунктах Восточного Туркестана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана самсой торгуют на улицах и на базарах в киосках, с лотков и тандыров, примерно так же, как в американских городах торгуют хот-догами, а в городах России — пирожками; самса также является популярным блюдом, предлагаемым в небольших кафе и придорожных закусочных Крыма. Самсу в России можно купить практически в любом кафе среднеазиатской кухни. Самса также подаётся в ресторанах, хотя там она чаще всего печётся из сдобного теста и имеет "европеизированный" вид.

Название восходит к персидскому سنبوساگ sanbosag. Варианты названий на разных языках включают: иранское سمبوسه  или перс. سنبوسه‎ sanbusé, английское samosa (səˈmoʊsə) или samoosa, в.-пандж. ਸਮੋਸਾ, smosa, хинди समोसा, урду سموسه, араб. سمبوسك‎ sambūsak или sambusaj[2], бенг. সিঙাড়া , ассамское sing-ra, ория ષ્હિઙદ‌, shingada, ивр. ‏סמבוסק‏‎ ‎sambusak, гудж. સુમૉસ‌ sumosa, канн. ಸಮೋಸಾ samosa, малаял. സമോസ, маратх. सामोसा, там. சமோசா, телугу సమోసా, урду سموسه, каз. самса sɑmsɑ́, кирг. самса sɑmsɑ́;, узб. somsa sɒmsa, уйг. سامسا sɑmsɑ́, тур. samsa böreği, туркм. somsa, сомал. sambuusa, тадж. самбӯса, непальск. समोसा, бирм. စမူဆာ sʰəmùzà, мальгашскоеm͡bos], португальское chamuça.

Пестрый  ряд торговцев на ташкентском базаре; вокруг лотки, укутанные теплыми шерстяными одеялами, и продавцы наперебой протягивающие тебе румяную самсу. Для пущего эффекта, они выдергивают из-под одеяла первую  попавшуюся самсу и разламывают ее прямо на твоих изумленных глазах. А оттуда облачко пара ароматного, и сок брызгами. А внутри, как сокровище в драгоценной шкатулке: кусочки сочного мяса, ломтик думбы распаренной и лук прозрачными завитками. Лихо припорошив все это сокровище перцем, довольный продавец смотрит за твоей реакцией смеющимися глазами. А над головами  несется протяжно-залихватское: "Зооказ-соомса!".

Какая самса самая правильная и самая классическая не стоит даже спорить, ведь она такая разная. Круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная. Маленькая, средней величины или огромная – Джизакская. Сделанная из простого или слоеного теста, с самыми разными начинками, парная, тройная или четверная, жаренная или печеная. Но что делает самсу самсой, а не пирожком заурядным, так это лук и бараний жир, какая бы ни была начинка, эти два компонента обязательны.

И пусть не морщатся сидящие на диетах приверженцы "здорового питания", научно доказано, что самса абсолютно "правильный" продукт. Природный жир в ней это тот самый "хороший" холестерин, который не дает нашим сосудам стать ломкими, а вовсе не тот, который остается на стенках в виде бляшек. Да и традиционно приготовленное в тандыре (специальная печь на Востоке), это блюдо является практически диетическим, сделанным на пару.

Не зря же у самсы столько поклонников Это блюдо не потеряло актуальности и сегодня, когда повсюду можно встретить закусочные, где бойко торгуют пресловутым забугорным "фастфудом". Не иссякает поток гостей в кафе и чайханах, где готовят хорошую тандырную самсу. На это лакомство приходят коллективами в обеденный перерыв, компаниями по вечерам и даже семьями в выходной день. Конечно, ведь самса, выпекаемая в тандыре, имеет особый аромат, и неповторимый запоминающийся вкус.

Но иметь тандыр — непозволительная роскошь в наших многоквартирных домах, но изобретательные хозяйки и в условиях квартиры ухитряются баловать домочадцев любимым блюдом, благо рецептов приготовления самсы великое множество.

История[]

История данного блюда точно неизвестна. Но известно, что это блюдо распространилось во многих странах: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Казахстан и так далее. Возможно самса получила свое распространения во времена походов великого Тамерлана или гораздо раньше в эпоху Александра Македонского.

Рецепты самсы значительно обогатились после завоевания территории Средней Азии Российской империей (1865-1917 годах). Так, например, ранее в Средней Азии не использовалась мука высшего сорта, только потом её стали завозить для европейского населения из России, а также картофель, капусту. Но тем не менее самса остается непревзойденным блюдом именно узбекской кухни.

Сегодня самсу делают с мясом (бараниной, курицей, говядиной), с овощами (тыквой, картошкой, луком), а также с грибами, яйцами, горохом, зеленью и даже со сладкими начинками. Финальным волшебником вкуса самсы являются специи, которые обогащают вкус начинки, — это зира черный/красный перец и кунжутные семечки.

Рецепты[]

Самса с мясом[]

Самса с мясцом111

Ингредиенты:

Тесто: 3 стакана муки высшего сорта, 2 яйца, 200 гр жира (любого), 100 гр воды кипяченой холодной, сода, соль

Фарш: 500 гр. мякоти баранины (говядины), 150 гр думбы (бараний нутряной жир),  500 гр лука, спец

Приготовление:[]
  1. Просеиваем в миску муку и собираем горкой. В стакан выливаем 2 яйца, доливаем водой, добавляем 0,5 чайной ложки соды и чайную ложку соли все энергично разбалтываем. Жир растапливаем на сковородке и 2/3 выливаем в муку, туда же отправляем и яйца с водой, все хорошенько вымешиваем. Полученное тесто раскатываем в большой пласт толщиной 0,5 см и обильно смазываем его остатками жира. Скручиваем его в плотный рулет, укладываем в пакет и отправляем в холодильник минут на 15.
  2. Тем временем приготовим фарш. Мясо нарезаем небольшими кусочками примерно 1,5х1,5см, думбу можно чуть крупнее. Лук режем некрупными брусочками, солим, перчим, добавляем молотые семена киндзы и зиры. Все тщательно перемешиваем.
  3. Достаем из холодильника тесто и разрезаем на десять равных цилиндриков. Каждый раскатываем в круг, диаметром 12-15 см. края круга стараемся раскатать тоньше серединки. Кладем фарш по 2-е столовые ложки, собираем края над фаршем, чтобы получился мешочек. На смазанный заранее противень укладываем самсу собранной частью вниз, получая полусферу, смачиваем поверхность яйцом и присыпает жареным кунжутом или чернушкой.
  4. В нагретую до 200 градусов духовку ставим выпечку на 40 минут.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Самса с зеленью[]

Самса с зелеью

Ингредиенты:

Фарш состоит из 1 кг, взятых в равных частях: лука, мяты, портулака, молодой люцерны, шпината, пастушьей сумки и щавеля. Хотя, точных канонов данного сбора не существует, поэтому, кладите все, что придется вам по вкусу.

Приготовление:[]
  1. Все травки вымоем, и достаточно мелко нарежем. В казане разогреваем пол стакана растительного масла и кладем зелень тушиться. В процессе тушения зелень выделяет жидкость, когда она выпарится вся, выключаем огонь, начинка готова. Остужаем, солим и перчим.
  2. Тесто нарезаем и раскатываем сочни, кладем начинку, и теперь самое главное. В каждую самсу не забудьте положить по кусочку думбы. 
  3. Самсу формируем в виде треугольников. Здесь нет ничего сложного. Положите начинку на середину сочня и три его стороны загните к центру. Загнутыми краями вниз опускаем выпечку на противень. Смазываем яйцом, посыпаем кунджутом и чернушкой.
  4. Выпекаем на среднем огне 30 минут.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Галерея[]

Advertisement