Едопедия вики
Advertisement

Оладьи — не только популярное блюдо русской кухни, поедаемое в больших количествах на Масленицу, но и кушанье, распространившееся по всему миру и даже впитавшее в себя национальные черты тех мест, где его готовят.

Оладьи или пампушки — кулинарное изделие русской, белорусской и украинской кухни в виде жареных небольших лепёшек из жидкого теста, замешанного на кефире или молоке, на основе яиц и муки.

Наиболее распространенным способом выпекания оладий до сих пор остается следующий: чайную ложку дрожжей разводят двумя стаканами теплого молока и выдерживают 10-15 минут, а затем вливают туда хорошо взбитое куриное яйцо, ложку подсолнечного масла, кладут щепотку соли и 30 г сахара. Получившуюся жидкость тщательно перемешивают, всыпают в нее три стакана просеянной через сито муки и взбивают вилкой до полного исчезновения комочков. Тесто оставляют в теплом месте на несколько часов — оно должно "взойти" и увеличиться в объеме приблизительно в 2 раза. Подошедшее тесто захватывают столовой ложкой и выкладывают на разогретую сковороду с подсолнечным маслом. Жарить оладьи нужно на небольшом огне, а готовые пышные плюшки подают к столу со сметаной.

История[]

Традиция приготовления таких оладий насчитывает не одну сотню лет, но постепенно начало появляться разнообразие в продуктах, которыми сдабривались лепешки: сметана стала иногда заменяться вареньем, джемом, медом, сгущенным молоком и прочими сладкими добавками. Со временем хозяйки, не чуждые новым веяниям и кулинарным изыскам, стали класть в тесто сухофрукты, повидло и яблоки, что, прямо скажем, не только ничуть не испортило кушанье, но и добавило новыхФВЫяаполджэ

лисапвргэхжгрпвчапшщргваыфваролжщраыяваплщщргавкухни, все более-менее понятно, то кто придумал остальное, покрыто легкой пеленой тайны.

Оладьи, за свою многовековую историю в нашей стране, существенно преобразились, пройдя длинный путь от еды простолюдинов к дворянскому деликатесу, а потом и вовсе превратились в русскую модификацию американского фастфуда. А ведь в старину каких только прозвищ не давали им крестьяне: оланки, аладьи, олябыши, оладки, оладейки, олашки. Даже специальная чугунная сковородка для оладий, весившая, казалось, целый пуд, и то звалась ладкой. Оладушки упоминаются почти во всех жанрах русского народного творчества: от пословиц и поговорок до присказок и сказок, шуток да прибауток. Все эти названия встречались в самых разных, а порой и весьма отдаленных друг от друга, местечках земли русской, и могли немного отличаться по произношению. Но корень у этих слов всегда был один — "лад", произошедший от имени славянской языческой богини Лады, всегда олицетворявшей весну, красоту и любовь.

Позднее, после крещения Руси, празднование Масленицы поддержало традицию употребления в пищу блинов и оладий. В течение этого длинного зимне-весеннего праздника выделяли особый день – лакомку, когда по традиции тещи должны были готовить блины и угощать ими зятьев, а знаком особого расположения и внимания тещи считалось появления на столе тарелочки с пышными оладьями.

Виды оладий[]

Вообще, на сегодняшний день видов оладий существует преогромное количество – это зависит от вариаций кулинарного процесса и исходных ингредиентов. Порой кажется даже, что современные оладьи отдаленно напоминают своих русских «прародителей», утратив историческую связь с народом, который их придумал и связал со своими языческими богами и религиозными обычаями.

Современные поварские книги предлагают немало рецептов приготовления этого кушанья. Помимо классических видов оладий там можно встретить картофельные, кукурузные, кабачковые, печеночные, фасолевые, капустные, манные, гороховые и даже куриные лепешки.

Калорийность[]

Калорийность оладий составляет 322 ккал на 100 грамм продукта.

Состав и полезные свойства[]

Основные компоненты теста для оладий — яйца, мука и жидкость (вода или молоко). Яйца насыщены множеством протеинов, в том числе незаменимыми аминокислотами, витаминами и микроэлементами, которые непременно окажут благотворное воздействие на организм. В молоке содержится также немало ценных питательных веществ: белков и минеральных соединений. А если использовать для приготовления оладий обезжиренное молоко, то их польза вообще может не подвергаться сомнению. С мукой дело обстоит гораздо хуже, ведь продукт из пшеницы высшего сорта насыщает человека исключительно углеводами, дающими лишь большое количество калорий, а витаминов и микроэлементов в нем ничтожно мало. Поэтому при замесе теста лучше использовать ржаную муку с добавлением овсяных хлопьев – так в организм попадет больше клетчатки.

Но, все равно, оладьи остаются блюдом с очень высоким гликемическим индексом и к тому же калорийным. Поэтому его рекомендуется употреблять в восстановительный период после болезни, при упадке сил, а также людям, чья работа связана со значительными энергозатратами — строителям, шахтерам, нефтяникам. Идеальным это кушанье будет для спортсменов: немного углеводов за час до тренировки обеспечит организм необходимой энергией и поможет сформировать красивое тело.

Многие сегодня забывают, что богатое праздничное застолье на Руси непременно чередовалось с физической активностью: кулачные бои, катание с горок, верховая езда, пляски на свежем воздухе. Обилие съеденных блинов и оладий с лихвой покрывалось уличным весельем. А банальное чревоугодие, вне здоровых игрищ, прощалось лишь немощным да больным.

Вред[]

Оладьи готовят из дрожжевого теста, изделия из которого не рекомендуются для употребления людям, страдающим панкреатитом, язвенной болезнью желудка и кишечника. Нельзя есть это блюдо при сахарном диабете и ожирении.

См. также[]

  • Сырники.
  • Драники.
  • Латкес.
  • Блины.
  • Крампет.
Advertisement