Едопедия вики
Advertisement

Забавный Карлсон был прав, называя варенье топливом для своего организма. Этот вид сладкой консервации снабжает энергией, помогает справляться с простудой и улучшает пищеварение.

Варенье — традиционный десерт у восточных славян, русских, украинцев (укр. Варення), и белорусов (белор. Варэнне), а также народов Закавказья (азерб. Mürəbbə), и некоторых других, не характерный для Западной Европы и США (англ. Varenye, заимствование из русского и англ. Murabba, восточный термин, нем. Warenje, заимствование из русского).

Варенье получают путём варки фруктов или ягод, молодых грецких орехов, молодых сосновых шишек, лепестков роз, с сахаром (ранее, до широкого распространения сахара — с мёдом) с целью консервирования. В отличие от повидла, конфитюра и мармелада (в английском понимании, то есть цитрусового джема), варенье готовится таким образом, чтобы ингредиенты сохраняли свою форму, имеет неоднородную консистенцию, и состоит из более или менее жидкого сиропа и отдельных кусочков фруктов, либо даже небольших фруктов (инжир, райские яблочки) и ягод целиком. Аппетитным получается и варенье из овощей: обычно для него используют морковь, кабачки, тыкву, спелые помидоры и сладкий картофель.

Кроме широко распространенных вариантов, также существует варенье из кабачков, огурцов, тыквы и даже лука. Стоит понимать, что это скорее техника консервации. Варенье не обязательно должно быть десертом или его частью. Оно отлично подходит к сырной тарелке, соусам для мяса или приготовления глазури для птицы. Лучше всего для этой роли подойдет клюква, брусника, облепиха и другие кисло-сладкие ягоды с горькой ноткой.

История[]

Кто первый придумал любимую еду детского персонажа Карлсона, не известно наверняка. Некоторые историки называют варенье национальным десертным блюдом россиян, а его варку — исконного русской традицией. Ведь пресловутые чаепития на Руси всегда подслащались этим консервированным лакомством. Но параллельно озвучивается и другое мнение, согласно которому приготовление варенья было позаимствовано россиянами у финно-угорских племен. Как бы там ни было, а его употребляют уже не один десяток лет.

Известно, что раннее варенье готовили на меду. Были времена, когда обходились и без пчелиного продукта: ягоды и фрукты просто уваривали до того состояния, когда их исходный объем уменьшался в 7-10 раз. Такое сладкое кушанье готовили без огня: его оставляли в натопленной печи, сохранявшей необходимый уровень тепла на протяжении нескольких часов. Кстати, умение варить варенье очень ценилось в старину. Юных девушек обучали этому ремеслу так же, как и пению, рисованию или игре на рояле.

Современные рецепты варенья "разбегаются" по кухням рачительных хозяек со скоростью света. Экзотически привлекательное мандариновое, крайне полезное лимонное, восхитительно ароматное малиновое, роскошное тыквенное и необычайно нежное ореховое — всех рецептов и не счесть. Но залогом вкусного варенья является не только его рецептура, но и технология приготовления. Ведь главное отличие этого вида консервации от джема заключается в том, что все компоненты варенья в ходе готовки не развариваются и не превращаются в пюре, а сохраняются цельными и нежными, буквально тающими во рту. Хорошее варенье не очень густое, но и не жидкое, в нём "правильное" количество сахара, что позволяет ему дольше сохраняться без порчи. А для изысканного вкуса и аромата в него часто добавляют ром, цедру, вишневые листья и разные пряности типа имбиря, гвоздики, корицы и миндаля.

Обычно эту вареную сладость добавляют в пироги и кексы, торты и пирожные. С вареньем подают блины, оладьи и вареники, его намазывают на тосты и добавляют в чай. Из него также делают вино, разные наливки и настойки.

Виды варенья[]

Варенье разделяют на 2 основные категории:

  • Классическое варенье;
  • Сырое варенье;

Первое готовится с использованием термической обработки и настаивания, второе — без нагревания.

Для приготовления варенья могут использоваться:

  1. Ягоды — малина, ежевика, крыжовник, смородина, облепиха, калина, кизил и др.
  2. Фрукты — яблоки, груши, апельсины, айва, инжир, вишни, абрикосы, сливы и др.
  3. Овощи — морковь, тыква, кабачки, репа, редька, зеленые помидоры, баклажаны, лук, свекла, огурцы.
  4. Цветы розы, одуванчика, хризантемы, лаванды, иланг-иланга.

Кроме того, очень вкусное и полезное варенье получается из зеленых орехов, ревеня, плодов шиповника и боярышника, фейхоа, цикория, сосновых шишек, имбиря, апельсиновых и арбузных корок, ананасов, дыни, сладкого картофеля, винограда, шелковицы, барбариса, каштанов, кактусов.

Для улучшения вкуса, нередко при варке варенья используют несколько ингредиентов одновременно, например:

  • Сливы и грецкие орехи;
  • Клубника и бананы;
  • Абрикосы и апельсины;
  • Айва и мандарины;
  • Чёрная смородина и лимон;
  • Яблоки и абрикосы;

Или добавляют пряности, вкусовые и ароматные добавки — ром, ликер, вишневые листья, мяту, имбирь, корицу, цедру, лимонную кислоту, гвоздику, кардамон, миндаль и даже жгучий перец чили.

Употребление[]

Варенье используют как начинку для пирогов, добавляют в торты и пирожные, подают к сырникам, блинам, оладьям, творогу, с хлебом, а также, как самостоятельный десерт, как правило, запивая горячими безалкогольными напитками (иногда варенье добавляют вместо сахара непосредственно в чай).

Вопросы перевода[]

При переводе с европейских языков на русский, джем и цитрусовый мармелад часто превращаются в варенье. Таким образом варенье попало в русские издания Льюиса Кэрролла ("Алиса в стране чудес", апельсиновое варенье), Астрид Линдгрен ("Карлсон, который живёт на крыше", клубничное варенье), Джоан Роулинг (в книге "Гарри Поттер и Принц-полукровка", малиновое варенье).

Аналогичным образом, варенье из русских книг в английской версии нередко превращается в джем, как например в классическом английском переводе "Анны Карениной" Констанс Гарнетт.

Сырое варенье[]

Так называемое сырое варенье, популярный на постсоветском пространстве десерт, готовится без термической обработки. Он представляет собой ягоды (малину, чернику, землянику и так далее) или очищенные плоды (например, фейхоа), измельчённые с помощью толкушки для пюре, либо мясорубки или блендера, либо истолчённые в ступе, и смешанные с сахаром, которого должно быть, как минимум, столько же.

В культуре[]

  • Мальчиш-Плохиш из сказки Аркадия Гайдара "Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове" совершает предательство за "целую бочку варенья да целую корзину печенья".
  • Мультипликационный Карлсон из советского мультфильма просто не мог спокойно жить без варенья.
  • Соавтором статьи "варенье" в энциклопедии Брокгауза и Эфрона был учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев, подписавшийся вместо имени греческой буквой "дельта".

Химический состав[]

100 г варенья является источником:

  • Клетчатки: 1 г;
  • Витаминов: B1, B2, B3, B5, B6, B9, E, PP;
  • Минералов: натрия, кальция, железа, магния, фосфора, калия, цинка, меди, марганца, селена

Содержание витаминов и минералов в варенье зависит от используемого для его приготовления ингредиента. Например, дополнительно варенье может содержать:

  • Клубничное: антиоксиданты;
  • Черничное: дубильные вещества, органические кислоты, атоцианы;
  • Малиновое: пектин, гликозиды;
  • Рябиновое: пектин, гликозиды;

К тому же, на количество и качество витаминного состава продукта влияет способ приготовления.

Калорийность варенья завит от количества добавляемого в него сахара. Чем больше сахара было добавлено при приготовлении варенья, тем более калорийным оно является.

Состав и полезные свойства[]

Многие ягоды и фрукты даже при длительной варке сохраняют комплекс ценных веществ. Богатое витамином С варенье из вишни, кизила, красной или черной смородины послужит скорейшему выздоровлению от простуды и повышению иммунитета в целях профилактики разных инфекционных заболеваний. Как жаропонижающее средство может использоваться и варенье из груш, которое также рекомендуется для профилактики заболеваний почек и атеросклероза, улучшения качества крови.

Заслуженной любовью в наших широтах пользуется такой фрукт, как абрикос. Он улучшает память и функции головного мозга, повышает уровень гемоглобина и благотворно влияет на работу сердца. Абрикосовое варенье полезно людям, страдающим от разладов функций пищеварения. Для улучшения функций ЦНС и деятельности сердца рекомендуют вишневое варенье, которое известно также своими отхаркивающими и антиинфекционными свойствами.

Не остается в стороне и ягодная консервация. Черничное варенье, к примеру, улучшает зрение, омолаживает и защищает организм от раковых образований. Кушанье из земляники эффективно для профилактики гипертонии и запоров, а варенье из черной смородины помогает не только при простуде, оказывая противомикробное действие, но и лучшим образом влияет на здоровье кожи. Сладкую консервацию из красной смородины рекомендуют в целях профилактики мочекаменной болезни.

Очень модным в последнее время стало употребление экзотических фруктов. Варенье из фейхоа, например, полезно при авитаминозе и для профилактики атеросклероза, оно способствует улучшенной работе щитовидной железы. А варенье на основе незрелых грецких орехов помогает восстановить кислотность желудочного сока и ускорить процессы выведения вредных веществ из организмов.

Вред[]

Этот сладкий продукт содержит много сахара, поэтому злоупотреблять им не рекомендуется людям с лишним весом.

Употребление варенья противопоказано детям до 3-х лет.

Интересные факты[]

  • Слово "варенье" произошло от глагола "варить". Это блюдо готовили еще в древней Руси, используя вместо сахара мед и патоку или уваривая его в 7-10 раз в печи без добавления каких-либо консервантов.
  • Известно, что царь Иван Грозный любил варенье приготовленное из огурцов и меда, а Екатерина Вторая — из крыжовника.
  • Одно из самых знаменитых видов варенья — киевское сухое, внешним видом напоминающие цукаты. Подобное блюдо подавалось к свадебному столу литовского князя Ягайла и польской королевы Ядвиги.
  • Для повышения вкусовых качеств и количества полезных веществ в варенье, его рекомендуется готовить, не вынимая косточки.
  • Нейтрализовать разрушающее действие варенья на зубы можно, если после его употребления тщательно прополоскать рот или почистить зубы.

См. также[]

  • Джем.
  • Конфитюр.
  • Повидло.
  • Мармелад.

Галерея[]

Advertisement