Едопедия вики
Advertisement

На Руси блины были ритуальным кушаньем, которое готовили в честь весеннего пришествия. За века это блюдо, символизирующее Масленицу, нисколько не утратило своей популярности — сегодня блины активно употребляют, не задумываясь ни об их ритуальном подтексте, ни о калорийности.

Блины — кулинарное изделие, которое приготавливается выпеканием (или жареньем) жидкого теста, выливаемого на раскалённую сковороду; обычно имеют округлую форму. Блины подаётся обычно с разнообразными закусками, а тонкие — с начинкой, заворачиваемой в них.

Возможно, изделие было самым первым блюдом в мире из муки и уходит своей историей в доисторические времена. Их разновидности есть у всех народов, использующих в готовке муку: русские блины, французские (тонкие) блинчики (фр. crêpes), монгольский гамбир, китайские блинчики, палачинки, английские pancakes, индийская доса, эфиопская ынджера, мордовские блины и другие.

История[]

Не исключено, что блины были первыми мучными изделиями, и хотя их ассоциируют с народным русским праздником Масленицей, история их возникновения не столь однозначна. Некоторые ученые полагают, что первыми блинами баловали себя еще 5 тыс. лет назад древние египтяне. Однако их блины готовились на кислом молоке, а по своей форме напоминали обыкновенные лепешки. Но историки уверены, что, несмотря на этот факт, славяне могут полноправно называть это блюдо своим национальным достоянием. Ведь блин является символом солнца, красных дней, богатых урожаев, счастливых брачных союзов и здоровых детей. Это кулинарное изделие было популярно еще в языческие времена: оно было главным кушаньем многих обрядов и ритуалов. Наши предки готовили блины на праздник Весеннего солнцеворота, свадьбы и поминки, а незамужние девушки использовали их в святочных гаданиях. Кстати, первый испеченный блин всегда предназначался для умерших душ: его клали на окно, или же отдавали нищему.

Неотъемлемым атрибутом Масленицы это блюдо стало уже после крещения Руси. А его название "блин", как утверждает историк В. Похлебкин, является искаженным от слова "млин", что походит от глагола "молоть" и означает изделие из намеленного, то есть мучное изделие. Это блюдо всегда было одним из самых экономных, ведь для него требовалось минимум муки и максимум жидкости (воды или молока). А для воздушной и пористой текстуры в разжиженное тесто также добавляли дрожжи: такие блины, словно губка, впитывали в себя сметану или растопленное масло, отчего ставали лоснящимися, сочными и очень аппетитными. Сегодня же все чаще в качестве разрыхлителя используется сода, в тесто также добавляют яйца, сахар или соль.

В наши дни существует огромное количество рецептов блинов, но главный принцип их приготовления один: жидкое тесто растекается по сковороде, смазанной маслом, образуя тонкий слой, который далее переворачивается для обжаривания с другой стороны. В зависимости от формы сковороды блины могут быть круглыми или квадратными. Они должны быть румяными и ни в коем случае не подгорать. Правильно приготовить это блюдо под силу опытным поварам, хорошо знающим, какую порцию теста следует наливать на сковороду и когда нужно переворачивать блин.

Разновидности и виды блинов[]

Несмотря на огромное разнообразие видов, блины все же имеют несколько классификаций. По типу муки, из которой изготовлены. В этом случае они делятся на пшеничные, гречневые, манные, ржаные, пшенные и смешанные (из нескольких видов).

Если делить блинчики на виды, согласно жидкости, которая использовалась для теста, можно выделить блины на воде, на молоке, ряженке, сыворотке, кефире, минеральной воде и, даже, пиве.

По технологии приготовления различают обычные блины, заварные, дрожжевые, блины с припеком.

Для дрожжевых блинов сначала готовят опару, которая должна взойти в 2-3 раза, и только после этого тесто можно выпекать. Блины на дрожжах характеризуются воздушностью и пышностью, а также, имеют свойство хорошо впитывать масло и различные соусы, благодаря своей пористой структуре.

Заварные блины отличаются от классических добавлением кипятка (иногда с содой) в почти готовую основу.

Припёк — это способ введения начинки в процессе готовки. Обычно это овощи, мелко порезанные яйца или готовый фарш. Выбранный припек кладут на сковороду и заливают блинным тестом. Другой способ приготовления блинов с припеком: выложить начинку на поджаренный с одной стороны блин, залить тонким слоем теста и аккуратно перевернуть.

Калорийность[]

Калорийность блинов составляет 232 ккал на 100 грамм продукта.

Состав и полезные свойства[]

Эти изделия имеют неплохую питательную ценность, которая зависит от состава теста. Яйца богаты витаминами группы В, E, D, А, РР, C и К, многими минералами, аминокислотами и такими веществами, как холин (противостоит развитию онкообразований) и лецитин (нормализует работу печени).

Чтоб уменьшить энергетическую ценность этого блюда, можно слегка подкорректировать его рецептуру. Вместо пшеничной муки желательно использовать ржаную, которая намного лучше усваивается организмом и в которой на порядок меньше крахмала. Цельное молоко можно заменить обезжиренным, в состав которого входят многие ценные вещества, но при этом оно не содержит насыщенных жиров, избыток которых приводит к заболеваниям сердца и сосудов. В качестве жидкости неплохо использовать и минеральную воду: в ней практически нет калорий, а блины получатся пышнее.

Более питательным это блюдо сделают овсяные хлопья: они являются превосходным источником клетчатки, которая регулирует работу кишечника и дает ощущение сытости.

К полезному тесту важно выбрать аналогичную начинку. Для сытных блинов будет уместен вареный шпинат с нежирной сметаной или консервированный лосось с лимоном — такая начинка полезна при малокровии, нервном истощении, анемии и гастрите. В десертные блины можно завернуть натертую грушу с корицей или измельченные тропические фрукты, богатые всевозможными ценными веществами.

Противопоказания[]

Приготовленные из пшеничной муки и цельного молока блины достаточно калорийны, поэтому злоупотреблять ими не стоит людям с чрезмерной массой тела и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Галерея[]

Advertisement